![]()
В Европейском Союзе все чаще звучат заявления о необходимости соблюдать принцип «единого голоса» во время выработки решений по внешней политике. И в целом, этот принцип соблюдается. Страны принимают консолидированные решения и подавляющее число международных проблем решается сообща, единым европейским фронтом. Но вот в одном единственном вопросе этот принцип все чаще дает сбой, когда индивидуальные интересы каждой европейской стороны превалируют на общими задачами. Речь идет об энергетической политике.
Яркий тому пример – отношение к российскому проекту строительства газопровода «Южный поток», когда юго-восточные страны ЕС напрочь игнорировали правила Третьего энергопакета и чуть ли не готовы были покинуть ряды союза из-за действительно заманчивого предложения российской стороны. Честно говоря, Европарламент мог бы даже сказать президенту РФ
Владимиру Путину искреннее «спасибо» за его отказ от дальнейшей реализации проекта, иначе ЕС столкнулся бы с массой внутренних проблем.
Вообще, российский газ постоянно становится политическим товаром, за который ведется серьезный торг. И не удивительно – европейцы славятся своим практичным и эффективным подходом к решению любой проблемы. И когда перед руководством страны появляется возможность получить хотя бы 10 % скидки на поставку «голубого топлива» РФ, то это становится серьезным поводом для того, чтобы отойти от общеевропейских трендов.
Именно поэтому в прошлом году тогдашний премьер-министр Польши Дональд Туск предложил внутри ЕС создать энергетический союз, который станет основой для достижения принципа «единого голоса» именно в вопросах поставок энергоносителей. Вначале эта идея не нашла должно отклика, некоторые европейские политики даже успели заявить, что эта идея необходима только Польше и странам Прибалтики. Но чем дальше, тем все больше стран убеждаются, что никто не застрахован от газового шантажа со стороны РФ, а значит надо попробовать сообща решать такую проблему. Но пока все это выглядит как высказывание осторожных мнений разных сторон, без реальных практических шагов.
Как отмечают политологи, сегодня у Энергетического союза есть два равновероятных пути развития: либо он уйдет в тень из-за более насущных проблем, либо таки станет серьезным ответом на газовую политику РФ. Во многом это зависит от позиции восточноевропейских стран – Польши, Прибалтийских государств, Чехии, Словакии и Венгрии. Судя по последним новостям, руководство Чехии и Венгрии пока не разделяет общей тревоги за свою энергетическую безопасность, зато другие страны опасаются этой угрозы и теперь только время покажет какая сторона возьмет верх.
Само собой, возникает вопрос о роли Украины в этом политическом потоке. Вне всяких сомнений, нашей стране необходимо стать полноценным участником будущего Энергетического союза. Во-первых, мы являемся полноправным членом Энергетического сообщества и фактически участвуем в создании единого энергетического пространства в Европе. Также следует понимать, что в случае появления мощного европейского органа противодействия политике РФ, Украина получает немалые шансы решить свои проблемы с энергозависимостью от агрессивно настроенного соседа.
По материалам: dengi-info. com
Виктор Сташко