Почему бензин не дешевеет в Украине

Почему нефть падает в цене, а бензин у нас наоборот – дорожает? Этот вопрос задает практически каждый украинский автолюбитель и логика в его размышлениях есть. За 2014 год на мировых рынках цена на «черное золото» обвалилась на 50 %. А цена на отечественных АЗС не только не снизилась, но и наоборот – чуточку поднялась. Гнев народа подтверждается угрозами Антимонопольного комитета и правительства, которые возлагают вину на спекулянтов. Но все не так просто и однозначно. Начнем с того, что только 15 % нефтепродуктов производится на территории Украины и могут по праву называться отечественными. Остальная, гораздо большая часть, приобретается за пределами страны и требует оплаты в виде твердой иностранной валюты. Для того, чтобы рассчитаться с зарубежными поставщиками отечественные нефтетрейдеры вынуждены приобретать валюту, причем вовсе не по курсу НБУ, а по межбанковским ставкам, которые на 30 % выше официального курса. Причина завышенного курса доллара проста – предложение на межбанковском рынке в разы меньше спроса. Как говорят нефтетрейдеры, крупные банки обеспечивают продажи не более чем 500 тыс. долларов в день, что крайне мало. Заявки на покупку выполняются с опозданием в пару недель. Ну а запросы на большие суммы валют – от 100 тыс. до 1 млн долларов - удовлетворяются практически по рыночному курсу, в 21 грн/дол. Теперь вернемся к бензину, вернее его цене. Например, год назад тонна популярного бензина А-95 на границе с Украиной стоила 960 долларов, что примерно равно 8200 грн. Сегодня эта же тонна стоит 500 долларов, но в гривнах цена поднялась до 10 тыс. (если считать доллар по «простому» курсу 20 грн). Дальше больше: купить бензин – это лишь половина дела, так как с этой сделки необходимо уплатить налоги. В данном случае, речь идет об НДС и акцизном сборе, которые суммарно составляют 30 % от стоимости. Причем, ставки акциза в Украине установлены вовсе не в национальной валюте, а в евро. Для сравнения: год назад сумма акциза с тонны бензина составляла 198 евро или почти 2200 грн. Теперь и ставка акциза выросла до 202 евро, да и по текущему курсу его размер в нацвалюте составит 3850 грн. Что опять же таки не дает возможности снижать цены вслед за падением нефти. Если подвести итог по этим расчетам, то получится, что себестоимость тонны 95-го за год возросла с 12 тыс до 16,6 тыс. грн. Кроме всего прочего, в конце года украинские парламентарии вместе с бюджетом приняли поправки в налоговый кодекс. Теперь в нем появилось право взимать местным органам власти дополнительный налог в размере 5 % с продаж подакцизных товаров. Все эти меры суммарно подняли стоимость топлива почти на 50 %. Впрочем, на проблему эту можно посмотреть под разными углами. Если бы курс гривны остался неизменным при падении нефти, то автомобилисты заправляли баки по цене не больше 8 грн за литр. Но могло быть иначе – падание курса гривны вместе с сохранением цен на нефть на мировых рынках. Тогда литр 95-го стоил бы не меньше 25 грн. И напоследок можно дать ответ на еще один частый вопрос: при какой цене украинцы перестанут ездить на авто? Здесь достаточно обратиться с сухим цифрам статистика. В них узнаем, что за 2014 год объем продаж на розничных АЗС «просел» на 20 %. Проще говоря, каждый 5-ый автомобилист перестал заправлять свой автомобиль. На самом деле это не так, просто все стали ездить меньше и как-то экономнее. Но если падение курса гривны не остановить, самые страшные ожидания могут превратиться в беспощадную реальность. Роман Козловский По материалам dengi-info. com