Итоги и перспективы морской индустрии Украины

Аннексия Крыма существенно уменьшила потенциал Украины как морской державы. Одним махом страна лишилась пяти портов – в Севастополе, Феодосии, Ялте, Евпатории и Керчи. Также под большим вопросом теперь морские перевозки в Азовское море, вход в которое теперь полностью контролируется агрессивным и воинствующим «соседом». По сути весь морской трафик обеспечивают теперь порты Одесской области, вход в которые до сих пор свободен и не подвержен политической конъюнктуре. В качестве ответного шага на агрессию Украина признала территорию Крымского полуострова оккупированной территорией, а значит туда закрыт вход иностранным судам. Впрочем, сей запрет вряд ли можно назвать эффективным. Так, с июля до конца 2014 года было зафиксировано 99 иностранных судозаходов в порты Крыма, большая часть которых осуществлялась под российским флагом. Но это не решает внутренних морских проблем Украины, которой необходимо приспособиться выживать в новых условиях. В прошлом году вполне ожидаемо большая часть грузооборота пришлась на порты Большой Одессы: Одесский, Ильичевский и Южный. Причем, по итогам 2014 года перевалка грузов выросла на 5 % до 130 млн тонн, что превышает прошлогодний показатель на 5 %. Но вряд ли нынешний год будет таким благополучным для морской индустрии государства. Ведь в ближайшее время предстоит процедура по перераспределению собственности, а именно – передача портов в концессию. Так, уже в конце прошлого года Фонд государственного имущества официально заявил о намерении провести оценку порта «Южный» для последующей концессионной передачи и объявил тендер. Правда, эксперты уже заявляют о сомнительных итогах данного тендера, так как объявлен он был 25 декабря, а документы принимались до 30 декабря. Естественно, далеко не все желающие сумели элементарно подготовить необходимый пакет, а значит антимопонольный комитет Украины вполне вероятно отменит результаты торгов. Еще одним морским «трендом» 2015 года станет оптимизация нормативной базы для контейнерных перевозок и намывания суши на морских участках. Дело в том, что сегодня эти вопросы пока еще не решаются отлаженным путем, а потому возникает множество проблем с согласованием на различных уровнях государственного аппарата, что создает немало предпосылок для коррупции. Из позитивных тенденций ушедшего года можно отметить распоряжение правительства о создании пункта пропуска на украино-румынской границе через Дунай, между населенными пунктами Орловка (Украина) и Исакча (Румыния). Через этот пункт пропуска намереваются обеспечить транспортировку пассажиров и грузов, что составит примерно 170 тыс. единиц техники. Отметим, что данный проект организации паромной переправы через Дунай обсуждался более 10 лет. Его реализация позволит существенно улучшить транспортную и логистическую индустрию на юге Одесской области, которая хоть и имеет стратегически важно значение, но вот уже многие годы на эти цели не выделяется финансирование. По материалам: dengi-info. com Виктор Сташко