![]()
С нынешнего года каждый квадратный метр жилплощади украинцев стал дороже. Кроме привычных коммунальных услуг, тарифы на которые стабильные растут, теперь придется оплачивать налог за «излишки» метража. По мнению народных избранников, к таковым относятся квартиры, где жилая площадь превышает 60 квадратных метров, а также частные дома, где размер жилой площади свыше 120 «квадратов». Соответствующая поправка внесена в Налоговый кодекс страны буквально в последние дни ушедшего года. Облагается налогом исключительно «лишняя» жилплощадь из расчета максимум 2 % от минимальной зарплаты (24 грн) в год за каждый метр. Конкретную ставку налога определяют местные советы, а также сами определяют льготную категорию граждан, освобожденных от уплаты данного налога. Все собранные с этого налога средства остаются в местном бюджете и могут расходоваться на развитие населенного пункта. Но в самом законодательном новшестве есть еще немало «белых пятен», которые даже ставят в тупик экспертов.
Начнем с того, что до сих пор нет точного понятия базы налогообложения. Например, неясно, можно ли взимать налог с того же гаража, в котором имеются условия для проживания. Также неясно как будет формировать налоговая база по отношению к тем украинцам, которые живут в одном городе, а владеют недвижимостью в других населенных пунктах страны. По мнению некоторых юристов, в такой ситуации платить придется по ставкам того города, где зарегистрирован непосредственно владелец недвижимости. Таким образом, старый домик в глубинке Сумской области, стоимостью около 1500 долларов, ежегодно будет обходиться в достаточно немалую сумму.
Естественно, для многих такой налог вызвал возмущение. Как отмечает один из жителей Киева, у него есть двухкомнатная квартира в Луганской области, а в столице он живет в трехкомнатной квартире, купленной в кредит. При ежемесячном доходе в 16 тыс. грн, порядка 10 тыс. грн приходится отдавать банку в качестве платы за ссуду. И при этом еще больше 1000 грн в год тратить просто на недвижимость, которую и продать сегодня крайне затруднительно.
Также данный налог может еще более подчеркнуть социальное неравенство между жителями бедных и обеспеченных городов. Например, квартира в центре Киева с жилой площадью в 57 кв. м. стоит порядка 200 тыс. долларов. Сдавая ее посуточно, владелец получает порядка 1500 долларов дохода ежемесячно. При этом он не попадает под новый налог с недвижимости. Теперь представим, что в селе есть дом, площадью 125 «квадратов», в котором проживают порядка 7 человек, и который стоит максимум 15 тыс. долларов. В селе сегодня сложно с работой, заработки там крайне низкие и вот как раз в этом случае владелец недвижимости попадает под новые нормы Налогового кодекса. Сложно назвать такой подход в законодательстве справедливым.
Еще одна проблема – нет полной информации о собственниках жилья. Такие данные могут быть и в БТИ, и в управлении земельных ресурсов. Чисто технически свести разрозненные данные в единую базу за один год будет крайне проблематично. И такая неразбериха как раз на руку более обеспеченным слоям населения, которые в этом хаосе могут договориться и «спрятать» информацию о своей недвижимости. Например, коттедж с жилой площадью в 200 кв. метров будет числиться по бумагам как «недострой». Очевидно, что такие манипуляции недоступны малоимущим слоям населения.
Что интересно – сами местные власти не в восторге от нововведения. По словам некоторых депутатов местных советов, данный налог не только не ведет к децентрализации власти, а наоборот – создает условия для зависимости. Если отменишь налог – непонятно за какие ресурсы ремонтировать дороги и реконструировать здания. Введешь – народное недовольство поставит крест на карьере политика и следующие выборы будут проиграны.
Роман Козловский
По материалам dengi-info. com