Ритейлеры постепенно покидают украинский рынок

Курсовые колебания и сложная экономическая ситуация негативно отразились на украинском ритейле. Уже сегодня мы видим как крупные игроки розничного рынка покидают страну, а сами украинцы если и приобретают, то самые дешевые товары. Так, с начала нынешнего года «свернули» свой украинский бизнес восемь известных мировых брендов. Один из них – New Look, представляющий фешн-сегмент – буквально недавно публично заявил о своих намерениях уйти из Украины и России. Причины тому – неопределенная экономическая и политическая ситуация в обеих странах. Как отмечают в «Украинской ритейл ассоциации», они видят, как упал спрос на одежду. И хотя рост курса доллара повысил уровень продаж в гривнах, но количество продаваемых вещей значительно уменьшилось. Также в ассоциации ожидают, что по итогам 2014 года подавляющее большинство ритейлеров понесут серьезные убытки, из-за чего многие из них просто закроют свои торговые точки. С другой стороны, в бутиках Киева также стали говорить, что украинцы практически перестали обновлять гардероб. Некоторые оценивают спад продаж в 40 %, причем все игроки рынка сходятся в одном: покупают только самое дешевое и самое необходимое. И что самое печальное – наибольший спад продаж наблюдается за счет сегмента «средний плюс», что косвенно означает об уничтожении в Украине и так немногочисленного среднего класса. Также есть серьезные проблемы с покупками класса «люкс». Как говорят продавцы одежды и обуви этого сегмента, сейчас стало непопулярным приобретать в украинских магазинах очень дорогие вещи. Поэтому многие едут на шопинг в Европу. Также многие постоянные покупатели этого сегмента решили покинуть страну до лучших времен. Еще одним индикатором состояния ритейлового сегмента Украины можно назвать рынок коммерческой недвижимости. Если менеджмент некоторых компаний позволяет себе оптимистичные заявления и выводы, то статистика операций с такой недвижимостью позволяет отличить правду от хвастовства. Ведь рынок торговой недвижимости, к которому можно отнести офисы, склады, магазины - первым чутко реагирует на малейшие проблемы в розничной торговле. И за 2014 год практически все показатели резко ухудшились. В частности, вырос показатель вакантности площади. До 2007 года он был практически равен нуля, в период финансового кризиса 2008-2009 годов он составлял около 5 %, а теперь он вырос до 7 %. Сегодня всех ритейлеров можно условно разделить на три группы: первая – те, кто покидает рынок, вторая – те, кто сокращают число торговых точек, и третья – те, кто сохраняет текущие позиции на рынке. Но даже те, кто сохраняет стабильность по количеству магазинов, старается выторговать себе лучшие условия. Сегодня почти все арендаторы внимательно изучают рынок, находят более выгодное ценовое предложение и предъявляют его своему текущему арендодателю с целью пересмотреть условия действующего договора аренды. Естественно, в сторону уменьшения арендной платы. И практически в 90 % случаях такие переговоры проходят успешно для арендатора, так как ни один собственник помещения не разбрасывается платежеспособными клиентами. Если говорить о перспективах на следующий год, то сегодня крайне сложно что-либо предсказать. По сути, рынок занял выжидательную позицию и будет пребывать в таком состоянии достаточно долго, ожидая сигнала к улучшению или же наоборот – к дальнейшему падению. Роман Козловский По материалам dengi-info. com