![]()
Событием последних дней, без сомнения, можно назвать вступление в силу закона о люстрации, или, как он официально называется – «Закон об очищении власти».
Цели этого документа вполне очевидны: обновление власти, чтобы она стала открытой и демократичной и смогла вести страну вперед.
Прежде чем поделиться своими надеждами, сомнениями и страхами по поводу принятого закона, хочу обратить внимание, что это третья по счету попытка провести люстрацию в Украине.
Первый процесс не заладился сразу. Он начался в 1990 году, как идея отстранить от должностей лиц, которые во времена коммунистической власти запятнали себя притеснением прав и свобод. Но эту попытку похоронила суровая реальность постсоветской жизни.
Вторую попытку люстрации, правда, негласной предпринял президент Ющенко в 2005 году. Тогда были уволены тысячи чиновников, но не потому, что были коррупционерами или профессиональными бездарями. Они не были членами его команды и сфальсифицировали выборы.
И вот сейчас мы становимся свидетелями третьей попытки «очищения власти», причем, впервые для этого был принят специальный закон.
Очевидно, что закон о люстрации востребован в обществе: люди устали от коррупционной вакханалии и не видят другого выхода, кроме радикальных действий. С другой стороны, не понятно, во что все это в итоге выльется. Конечно, нельзя исключать, что процесс очищения власти действительно начнется. Но в то же время очень велика опасность, что люстрация будет применяться для расправы над неугодными и даже для грабежа. Чего, например, стоит уже оглашенный список лиц, которые априори не подпадают под люстрацию, хотя соответствуют всем ее критериям. Также высока опасность, что места, освобожденные от коррупционеров, могут занять новые честные, которые окажутся, в итоге, куда большими подонками, чем прежние.
Нельзя отбрасывать и предположения, что строгость люстрации будет иметь свою цену и свой тариф. Ведь совершенно непонятно, кто эти люди, этот высший авторитет, который не от имени суда и не от имени государства, но решает – годится человек для работы или нет.
Согласно тексту закона, при Минюсте, который уполномочен проводить проверку соответствия официальных доходов и имущества чиновников, должен быть создан некий совещательный общественный орган для контроля за очищением власти. Поскольку Люстрационный комитет уже существует, то можно предположить, что его члены и войдут в этот орган. К слову, их позиция по поводу необходимых масштабов изменений – это полная, подчеркиваю, полная замена органов власти, в том числе, и на местном уровне. Что вполне можно использовать для уменьшения госрасходов и банального сокращения штатов обл- и райадминистраций и других органов областного и районного уровней. Тем более, что в одном из пунктов закона так и записано: люстрации подлежат чиновники всех органов государственной власти и местного самоуправления.
В целом, если попытаться оценить вступивший в силу «Закон об очищении власти» не с точки зрения юридической практики, а с позиции его эффективности и действенности, — вывод достаточно очевиден. Этот закон может принести результат только в том случае, если пойдет в связке. – С законами, касающимися изменений в судебной системе, законами об административной и территориальной реформах. Наконец, в связке с законом о противодействии коррупции.
Очень хотелось бы быть оптимистом и закончить словами о том, что закон о люстрации – это начало пути, длинного и трудного, но ведущего к переменам. Но взгляд реалиста подсказывает, что все это, скорее всего, так и останется благим намерением. Несмотря на то, что это намерение и приобрело форму закона.
Депутат Беляевского райсовета Дмитрий Чапир
Источник: thesis. od. ua