Отсутствие света, разрушения и «отжимы». Мобильные операторы несут убытки на Донбассе
Мобильные операторы несут убытки на Донбассе, где проходят боевые действия, но пока намерены продолжать работать в регионе, - пишет ЛигаБизнесИнформ.
С начала активной фазы АТО Донбасс из перспективного региона превратился для связистов в бюджетную дыру. По данным Александра Ананьева, начальника департамента планирования и развития сети МТС Украина, в регионе неработоспособны около 30% объектов связи оператора. Директор по технической эксплуатации сети Киевстар Владимир Кабаненко оценивает количество функционирующих базовых станций в Донбассе в 80-90%. По его словам, только за август специалисты Киевстара отработали более 3000 аварийных ситуаций в регионе. При этом оба специалиста подчеркивают, что любые оценки работоспособности связи в зоне АТО весьма условны, поскольку ситуация меняется ежечасно.
Обеспечивать связь в Донбассе сложно не только из-за разрушений. Большая проблема - перманентное отсутствие электричества. "Простои оборудования связаны в основном с длительным отсутствием электроэнергии или повреждениями инфраструктуры в населенных пунктах, куда мы не можем направить ремонтные команды", - поясняет Владимир Кабаненко. "Несколько раз мы пытались завезти дизтопливо (для автономных генераторов. - Ред. ), но оно было, скажем так, "конфисковано" местными бандформированиями… А с топливом забрали и транспорт", - описывает работу в зоне АТО Александр Ананьев. Вдобавок повстанцы утащили расположенный в Луганске коммутатор - центральное звено GSM-сети оператора в области. Установка нового обойдется не менее чем в $500 000, но куда большая проблема - доставить "технарей" на площадку узла связи.
К тому же у операторов остается все меньше источников дохода для покрытия незапланированных убытков в регионе - в первую очередь из-за резко упавшей платежеспособности населения. Не раскрывая цифр, все опрошенные GSM-операторы говорят, что выручка в зоне боевых действий если и сохранилась, то на символическом уровне. Пока что мобильные операторы готовы нести дополнительное финансовое бремя, предоставляя услуги связи в Донбассе "условно бесплатно". Так, "большая тройка" ввела специальные региональные тарифы для Донбасса, общая идея которых - оставить абоненту возможность звонить, даже если он не может пополнить счет. Оператор life:) поддерживает даже переселенцев - их льготный региональный тариф действует во всех областях Украины. Похожим образом поступают и крупные интернет-провайдеры. К примеру, Воля на время активных боевых действий давала абонентам "условную скидку" 99%.
Но, пожалуй, основной фактор, от которого зависит наличие связи в зоне с особым статусом, - степень угрозы безопасности персоналу. "Разумеется, рисковать жизнями наших сотрудников или сотрудников подрядных организаций мы не имеем права и не будем", - заверяет Владимир Кабаненко из Киевстара. По той же причине сегодня никто из операторов и провайдеров не может исключить вариант силового "отжима" телеком-инфраструктуры в зоне АТО или принудительной смены собственности в иной форме.
Если под давлением перечисленных факторов операторы сочтут продолжение работы в Донбассе невозможным, принудить их предоставлять услуги в регионе не сможет даже государство. "Операторы должны оставаться в рамках действующего правового поля и выполнять лицензионные условия", - поясняет Татьяна Лиговская, сотрудник аппарата Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в области связи и информатизации (НКРСИ). Но она отмечает, что госрегулятор не имеет рычагов воздействия на операторов. "На сегодняшний день действует ограничение на проведение проверок в рамках госнадзора: только по согласованию с Кабмином", - говорит Лиговская.