Модернизация украинской ГТС: Ловушка для «Газпрома»

Создание нового оператора украинской газотранспортной системы, 49% которого будут принадлежать инвесторам из Евросоюза и США, возможно лишь при гарантировании российским «Газпромом» соответствующих транзитных объемов природного газа. Прекращение поставок российского газа заставило украинские власти взяться за реализацию проэкта, судьба которого обсуждалась много лет. Сегодня, 19 июня, премьер-министр Арсений Яценюк, представил в Верховоной Раде проект закона о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины (№4116а). Согласно новой модели функционирования энергорынка, украинская ГТС и подземные хранилища газа(ПХГ) остаются в госсобственности, но создается компания-оператор ГТС - в соответствии с европейскими требованиями Третьего энергетического пакета - контрольный пакет акций которой принадлежит Украине, а 49% акций - газотранспортным компаниям-инвесторам стран-членов ЕС, являющихся участникамивропейского энергетического сообщества, и сертифицированным компаниям США. Киевские власти обещают, что инвесторами украинской компании-оператора ГТС станут общеизвестные американские и европейские компании, отобранные на специальных публичных тендерах. При условии максимальной прозрачности подобной трансформации украинская ГТС обещает превратиться в источник финансирования госбюджета и «драйвера», как выражаются в нынешнем правительстве, экономического роста страны. Передача новосозданному украинскому оператору ГТС магистральных газопроводов и ПХГ "в управление и/или концессию, или аренду на срочной платной основе без права отчуждения" позволит не только модернизировать и увеличить капитализацию украинской ГТС, но и перейти на новые - более выгодные - условия транспортировки российского природного газа. К тому же удовлетворительная работа обновленной украинской трубы отобъет у России желание стороить газопровод «Южный поток». При помощи ГТС Украины можно прокачивать 140 млрд кубометров в год, до 16 июня наша страна транспортировала 122, а сейчас – только 80 млрд кубометров. В случае реализации проекта «Южный поток» эти объемы уменьшатся вдвое. У Киева есть несколько лет, в течение которых он может, оставаясь важным транзитером российского топлива, устанавливать правила и модернизировать ГТС на высшем уровне, тем самым, сделав для стран-ЕС и «Газпрома» невыгодным достройку газопровода «Южный поток». Поживем – увидим. Источник: dengi-info. com