![]()
Самой занимательной темой на прошлой неделе для западных журналистов стало поведение Рината Ахметова. Ранее его позиция, тем более, на фоне действий «соседа» Игоря Коломойского, вызывала у наблюдетелей недоумение и подозрение. Впрочем, первое внятное проявление этой (или новой?) позиции олигарха вовсе не избавило их от подозрений.
«Самый богатый человек Украины явно вовлечен в самую тонкую эквилибристику, - прокомментировала видеоявление Ахметова народу The Financial Times. - Если он поддерживает повстанцев, он сталкивается с введенными западом санкциями и даже теряет свой бизнес. Если он поддерживает Киев, он рискует утратить поддержку на востоке, месте его постоянного проживания, и навлечь на себя гнев России. Поэтому Ахметов производит впечатление нейтрального. Он постоянно повторял, что Донецк должен остаться частью Украины, и в своем заявлении поддержал планы Киева провести президентские выборы 25 мая, что отвергали повстанцы».
«Но он также выражал сочувствие некоторым требованиям повстанцев, как большая автономия и большая официальная защита для русского языка. И в заявлении, сделанном во вторник, он призвал к более репрезентативному правительству. Это отразило распространенные в Донецке взгляды, будто переворот в Киеве лишил восток права голоса. Сочувствующий тон также проявился после пятничных кровавых столкновений в Мариуполе, порту на Азовском море, где Ахметов владеет двумя металлургическими заводами. На следующий день его металлургическая компания Метинвест призвала правительство отвести свои силы от города и прекратить военные операции в восточных городах - призыв, который, по мнению Киева, мог бы только стимулировать сепаратизм».
«Опыт показывает, что Ахметов всегда готов к уступкам только если давление кажется ему слишком сильным и угроза его бизнес-интересам слишком велика, - подметила немецкая Der Spiegel. - Так было уже во время революции на Майдане. Пока
Виктор Янукович еще твердо сидел в президентском кресле, магнат впервые призвал его к отказу от применения силы после того, как уполномоченная Государственного департамента США Виктория Нуланд на встрече пригрозила ему санкциями».
«Провозгласил бы Донбасс независимость или присоединился к России, шахты и металлургические заводы Ахметова были бы сильно затронуты санкциями Запада. Однако другом нового руководства в Киеве Ахметов вследствие этого еще не стал. Вероятно, помощь Ахметова имеет свою цену. Олигарх уже широко объявил, что он хочет видеть децентрализацию государственной власти в Украине. Больше полномочий для востока означает также больше власти для него лично, некоронованного короля Донбасса», - считают в Der Spiegel.
О новой и, как показывает практика, эффективной инициативе Ахметова, рассказывает The New York Times:«Как только началось патрулирование, представители Донецкой Народной Республики пришли за завод им. Ильича, требуя выяснить, что произошло. «Сначала они не были особо дружелюбны», - сказал Рыженков (генеральный директор компании «Метинвест» Рината Ахметова. - «ОстроВ»). Но патрулям были рады в городе, сказал он, и у повстанцев не было иного выхода, кроме как уступить, хотя бы в Мариуполе. «Донецкая Народная Республика» понимает, что если они нападут на невооруженных местных жителей, они утратят тут всяческую поддержку», - сказал он».
«Если патрули будут успешны, говорят в руководстве Метинвеста, такая же тактика будет опробована в крупнейших городах Донецкой области, за исключением Славянска, оплота пророссийских повстанцев, где у Метинвеста и ДТЭК нет заводов и шахт. «В моем городе много придурков с пистолетами, - говорит 38-летний программист Александр Рыбинцев, приветствующий новые патрули, несмотря на опасение, что они могут превратиться в еще одну неформальную группу повстанцев. - Я не видел за целый день ни одного полицейского. Я не видел их, и я не хотел их видеть», - цитирует американское издание.
Немецкая S