Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьиБанченский Святовознесенский мужской монастырь – самый большой на территории Черновицкой области. Как и все православные монастыри Буковины, он находится в юрисдикции Украинской православной церкви Московского патриархата. Тем не менее большинство литургий в церкви проводится на румынском языке. Ведь монастырь расположен в Герцаевском районе Черновицкой области, 97,5% населения которого – этнические румыны.
“Нам даже смешно слышать что-то про переход под крыло Румынской православной церкви”, – говорит иеромонах отец Онуфрий. Среди 85 монахов Банченского монастыря есть и братья, бывшие в миру гражданами Румынии, но сейчас все они подчиняются исключительно Московскому патриархату. “У Бога нет ни молдаван, ни русских, ни румын, – считает иеромонах. – А разговоры о Румынской православной церкви – это обман чистой воды”.
Но несмотря на такую уверенность представителей духовенства, светские власти все же обеспокоены церковными делами на Буковине и даже говорят о возможности очередного раскола православия.
Меж двух церквей
В Черновицкой области насчитывается 106 церковных парафий, в которых богослужение ведется на румынском языке. Хоть они и находятся в каноническом подчинении Московского патриархата, по словам Василия Настаса, начальника отдела по делам религий Черновицкой облгосадминистрации, туда часто приезжают румынские священнослужители. “Иногда в процессе этих визитов происходит и соответствующее прорумынское ориентирование, – утверждает Настас. – Зарубежные гости, бывает, говорят о том, что в Румынии лучше живется, спекулируют на более высоких бытовых и социальных условиях жизни”.
ReutersТочных данных о том, сколько румынских священников приезжает в Украину, нет, поскольку пока что на румыно-украинской границе действует безвизовый режим. Но чиновник усматривает в этих визитах тенденцию, способную привести к росту румынского сепаратизма в области. По его словам, здесь уже неоднократно поднимался вопрос о создании в Черновцах так называемого викариата канонической Румынской православной церкви. “Речь идет не просто о викарном епископе, которому подчинялись бы 106 румыноязычных парафий, а о том, что он должен представлять именно Румынскую православную церковь”, – подчеркивает Настас.
Беспокоит его и тот факт, что создание викариата инициируют не религиозные деятели, а румынские культурные или общественные организации, а также прорумынски настроенные политические деятели.
Межнациональная и религиозная ситуация в области сегодня полностью урегулирована. Возможно, именно для ее искусственной дестабилизации вопрос викариата поднимают вновь и вновь. “Если проблема существует, то решать ее должны московский и румынский патриархи, – говорит Василий Настас. – И когда они о чем-то договорятся между собой, то у нас не будет никаких вопросов. А ситуацию нагнетают светские люди, которые не знают ни церковных правил, ни церковных догматов”.
Московский патриархат выступает категорически против объединения румынских парафий.
По словам архиерея Онуфрия, митрополита Черновицкого и Буковинского, церковный устав, который действует в данный момент, предусматривает, что в каждом районе области есть благочинный – старший над всеми священниками. Этого, по его мнению, вполне достаточно.
“У нас есть 11 благочинных, – отмечает Настас. – Четверо из них – румыны. Практически нет нужды иметь одного епископа, который вряд ли сможет охватить всю область”.
ReutersСами же украинские румыны не считают желание принадлежать к своей канонической церкви сепаратистским. “Наш язык – румынский, традиции – румынские, святые на иконах – те же, что и в Румынии, поэтому, естественно, хотелось бы, чтобы наша церковь была в подчинении румынского патриарха, – говорит Аркадий Опаец, лидер общества румынской культуры и литературы имени Михая Эминеску. – Когда стоит выбор между Москвой и Румынией, то преимущество мы отдаем Румынии”.
Опаец подчеркивает, что это лишь желание украинских румын, а на церковном уровне конкретных шагов в этом направлении не делается. По его мнению, это обусловлено безынициативностью и опасениями местных священников. “Любое инакомыслие в лоне церкви наказуемо, – говорит он. – Поэтому никто и не высказывается за присоединение к Румынской православной церкви. Но, может, настанет время, когда этот вопрос будет решаться”.
Украинская Румыния
Городок Герца – один из самых маленьких в Украине. Примечателен он еще и тем, что буквально в нескольких сотнях метров от здания горсовета по окрестным холмам проходит линия государственной границы с Румынией. Кстати, до 1944 года Буковина находилась в составе этого государства.
Сегодня в городе проживает чуть больше 2 тыс. человек, четверть из которых – пенсионеры. С 1991 года Герца – центр района, созданного для компактного проживания украинских румын. Как следствие этого – вывески официальных учреждений, таблички с названиями улиц и даже местные газеты дублируются на двух языках. Многонациональным район не назовешь, однако кроме румын, здесь проживает немного украинцев, русских и даже три еврея, о чем не без гордости говорят представители местных властей.
Reuters“Никаких межнациональных, а тем более религиозных конфликтов у нас нет, и никогда не было, – утверждает Мария Бельчевичена, мэр города. – Я сама, к примеру, болгарка. Однако знаю и румынский, и украинский, и русский языки”. Бельчевичена рассказывает, что живет здесь уже 25 лет, поэтому может судить о настроениях людей не понаслышке.
Городской голова также уверена, что разговоры о сепаратистских настроениях местных румын – выдумка. И хотя 70% жителей города Герца имеют родственников в Румынии, часто ездят туда по личным делам, никто из горожан не высказывает желания