Корреспондент 10 лет назад: Призрак румынского сепаратизма

 Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьиБан­чен­ский Свя­то­воз­не­сен­ский муж­ской мо­на­с­тырь – са­мый боль­шой на тер­ри­то­рии Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти. Как и все пра­во­слав­ные мо­на­с­ты­ри Бу­ко­ви­ны, он на­хо­дит­ся в юри­с­дик­ции Ук­ра­ин­ской пра­во­слав­ной церк­ви Мос­ков­ско­го па­т­ри­ар­ха­та. Тем не ме­нее боль­шин­ст­во ли­тур­гий в церк­ви про­во­дит­ся на ру­мын­ском язы­ке. Ведь монастырь рас­по­ло­жен в Гер­ца­ев­ском рай­о­не Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти, 97,5% на­се­ле­ния ко­то­ро­го – эт­ни­че­с­кие ру­мы­ны.

“Нам да­же смеш­но слы­шать что-то про пе­ре­ход под кры­ло Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви”, – го­во­рит ие­ро­мо­нах отец Ону­ф­рий. Сре­ди 85 мо­на­хов Бан­чен­ско­го мо­на­с­ты­ря есть и бра­тья, быв­шие в ми­ру граж­да­на­ми Ру­мы­нии, но сей­час все они под­чи­ня­ют­ся ис­клю­чи­тель­но Мос­ков­ско­му па­т­ри­ар­ха­ту. “У Бо­га нет ни мол­да­ван, ни рус­ских, ни ру­мын, – счи­та­ет ие­ро­мо­нах. – А раз­го­во­ры о Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви – это об­ман чи­с­той во­ды”.

Но не­смо­т­ря на та­кую уве­рен­ность пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва, свет­ские вла­с­ти все же обес­по­ко­е­ны цер­ков­ны­ми де­ла­ми на Бу­ко­ви­не и да­же го­во­рят о воз­мож­но­с­ти оче­ред­но­го рас­ко­ла пра­во­сла­вия.

Меж двух церк­вей

В Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти на­счи­ты­ва­ет­ся 106 цер­ков­ных па­ра­фий, в ко­то­рых бо­го­слу­же­ние ве­дет­ся на ру­мын­ском язы­ке. Хоть они и на­хо­дят­ся в ка­но­ни­че­с­ком под­чи­не­нии Мос­ков­ско­го па­т­ри­ар­ха­та, по сло­вам Ва­си­лия На­ста­са, на­чаль­ни­ка от­де­ла по де­лам ре­ли­гий Чер­но­виц­кой об­лго­сад­ми­ни­с­т­ра­ции, ту­да ча­с­то при­ез­жа­ют ру­мын­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли. “Ино­гда в про­цес­се этих ви­зи­тов про­ис­хо­дит и со­от­вет­ст­ву­ю­щее про­ру­мын­ское ори­ен­ти­ро­ва­ние, – ут­верж­да­ет На­стас. – За­ру­беж­ные гос­ти, бы­ва­ет, го­во­рят о том, что в Ру­мы­нии луч­ше жи­вет­ся, спе­ку­ли­ру­ют на бо­лее вы­со­ких бы­то­вых и со­ци­аль­ных ус­ло­ви­ях жиз­ни”.

   Reuters

Точ­ных дан­ных о том, сколь­ко ру­мын­ских свя­щен­ни­ков при­ез­жа­ет в Ук­ра­и­ну, нет, по­сколь­ку по­ка что на ру­мы­но-ук­ра­ин­ской гра­ни­це дей­ст­ву­ет без­ви­зо­вый ре­жим. Но чи­нов­ник ус­ма­т­ри­ва­ет в этих ви­зи­тах тен­ден­цию, спо­соб­ную при­ве­с­ти к рос­ту ру­мын­ско­го се­па­ра­тиз­ма в об­ла­с­ти. По его сло­вам, здесь уже не­од­но­крат­но под­ни­мал­ся во­прос о со­зда­нии в Чер­нов­цах так на­зы­ва­е­мо­го ви­ка­ри­а­та ка­но­ни­че­с­кой Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви. “Речь идет не про­сто о ви­кар­ном епи­с­ко­пе, ко­то­ро­му под­чи­ня­лись бы 106 ру­мы­но­языч­ных па­ра­фий, а о том, что он дол­жен пред­став­лять имен­но Ру­мын­скую пра­во­слав­ную цер­ковь”, – под­чер­ки­ва­ет Настас.

Бес­по­ко­ит его и тот факт, что со­зда­ние ви­ка­ри­а­та ини­ци­и­ру­ют не ре­ли­ги­оз­ные де­я­те­ли, а ру­мын­ские куль­тур­ные или об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, а так­же про­ру­мын­ски на­ст­ро­ен­ные по­ли­ти­че­с­кие де­я­те­ли.

Меж­на­ци­о­наль­ная и ре­ли­ги­оз­ная си­ту­а­ция в об­ла­с­ти се­го­дня пол­но­стью уре­гу­ли­ро­ва­на. Воз­мож­но, имен­но для ее ис­кус­ст­вен­ной де­с­та­би­ли­за­ции во­прос ви­ка­ри­а­та под­ни­ма­ют вновь и вновь. “Ес­ли про­бле­ма су­ще­ст­ву­ет, то ре­шать ее долж­ны мос­ков­ский и ру­мын­ский па­т­ри­ар­хи, – го­во­рит Василий На­стас. – И ког­да они о чем-то до­го­во­рят­ся меж­ду со­бой, то у нас не бу­дет ни­ка­ких во­про­сов. А си­ту­а­цию на­гне­та­ют свет­ские лю­ди, ко­то­рые не зна­ют ни цер­ков­ных пра­вил, ни цер­ков­ных дог­ма­тов”.

Мос­ков­ский па­т­ри­ар­хат вы­сту­па­ет ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив объ­е­ди­не­ния ру­мын­ских па­ра­фий.

По сло­вам ар­хи­ерея Ону­ф­рия, ми­т­ро­по­ли­та Чер­но­виц­ко­го и Бу­ко­вин­ско­го, цер­ков­ный ус­тав, ко­то­рый дей­ст­ву­ет в дан­ный мо­мент, пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет, что в каж­дом рай­о­не об­ла­с­ти есть бла­го­чин­ный – стар­ший над все­ми свя­щен­ни­ка­ми. Это­го, по его мне­нию, впол­не до­ста­точ­но.

“У нас есть 11 бла­го­чин­ных, – от­ме­ча­ет На­стас. – Чет­ве­ро из них – ру­мы­ны. Прак­ти­че­с­ки нет нуж­ды иметь од­но­го епи­с­ко­па, ко­то­рый вряд ли смо­жет ох­ва­тить всю об­ласть”.

   Reuters

Са­ми же ук­ра­ин­ские ру­мы­ны не счи­та­ют же­ла­ние при­над­ле­жать к сво­ей ка­но­ни­че­с­кой церк­ви се­па­ра­тист­ским. “Наш язык – ру­мын­ский, тра­ди­ции – ру­мын­ские, свя­тые на ико­нах – те же, что и в Ру­мы­нии, по­это­му, ес­те­ст­вен­но, хо­те­лось бы, что­бы на­ша цер­ковь бы­ла в под­чи­не­нии ру­мын­ско­го па­т­ри­ар­ха, – го­во­рит Ар­ка­дий Опа­ец, ли­дер об­ще­ст­ва ру­мын­ской куль­ту­ры и ли­те­ра­ту­ры име­ни Ми­хая Эми­не­с­ку. – Ког­да сто­ит вы­бор меж­ду Моск­вой и Ру­мы­ни­ей, то пре­иму­ще­ст­во мы от­да­ем Ру­мы­нии”.

Опа­ец под­чер­ки­ва­ет, что это лишь же­ла­ние ук­ра­ин­ских ру­мын, а на цер­ков­ном уров­не кон­крет­ных ша­гов в этом на­прав­ле­нии не де­ла­ет­ся. По его мне­нию, это обус­лов­ле­но бе­зы­ни­ци­а­тив­но­с­тью и опа­се­ни­я­ми ме­ст­ных свя­щен­ни­ков. “Лю­бое ина­ко­мыс­лие в ло­не церк­ви на­ка­зу­е­мо, – го­во­рит он. – По­это­му ни­кто и не вы­ска­зы­ва­ет­ся за при­со­е­ди­не­ние к Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Но, мо­жет, на­ста­нет вре­мя, ког­да этот во­прос бу­дет ре­шать­ся”.

Ук­ра­ин­ская Ру­мы­ния

Го­ро­док Гер­ца – один из са­мых ма­лень­ких в Ук­ра­и­не. При­ме­ча­те­лен он еще и тем, что бук­валь­но в не­сколь­ких сот­нях ме­т­ров от зда­ния гор­со­ве­та по ок­ре­ст­ным хол­мам про­хо­дит ли­ния го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­цы с Ру­мы­ни­ей. Кста­ти, до 1944 го­да Бу­ко­ви­на на­хо­ди­лась в со­ста­ве это­го го­су­дар­ст­ва.

Се­го­дня в го­ро­де про­жи­ва­ет чуть боль­ше 2 ты­с. че­ло­век, чет­верть из ко­то­рых – пен­си­о­не­ры. С 1991 го­да Гер­ца – центр рай­о­на, со­здан­но­го для ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния ук­ра­ин­ских ру­мын. Как след­ст­вие это­го – вы­ве­с­ки офи­ци­аль­ных уч­реж­де­ний, таб­лич­ки с на­зва­ни­я­ми улиц и да­же ме­ст­ные га­зе­ты дуб­ли­ру­ют­ся на двух язы­ках. Мно­го­на­ци­о­наль­ным рай­он не на­зо­вешь, од­на­ко кро­ме ру­мын, здесь про­жи­ва­ет не­мно­го ук­ра­ин­цев, рус­ских и да­же три ев­рея, о чем не без гор­до­с­ти го­во­рят пред­ста­ви­те­ли ме­ст­ных вла­с­тей.

   Reuters

“Ни­ка­ких меж­на­ци­о­наль­ных, а тем бо­лее ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов у нас нет, и ни­ког­да не бы­ло, – ут­верж­да­ет Ма­рия Бель­че­ви­че­на, мэр го­ро­да. – Я са­ма, к при­ме­ру, бол­гар­ка. Од­на­ко знаю и ру­мын­ский, и ук­ра­ин­ский, и рус­ский язы­ки”. Бель­че­ви­че­на рас­ска­зы­ва­ет, что жи­вет здесь уже 25 лет, по­это­му мо­жет су­дить о на­ст­ро­е­ни­ях лю­дей не по­на­слыш­ке.

Го­род­ской го­ло­ва так­же уве­ре­на, что раз­го­во­ры о се­па­ра­тист­ских на­ст­ро­е­ни­ях ме­ст­ных ру­мын – вы­дум­ка. И хо­тя 70% жи­те­лей го­ро­да Гер­ца име­ют род­ст­вен­ни­ков в Ру­мы­нии, ча­с­то ез­дят ту­да по лич­ным де­лам, ни­кто из го­ро­жан не вы­ска­зы­ва­ет же­ла­ния