В субботу, 1 марта, в Украине зазвучали давно забытые слова “война” и “мобилизация”: российский Совет Федерации дал добро президенту Владимиру Путину на введение войск в Украину. Цель — обеспечить безопасность россиян, живущих в стране, и Черноморского флота РФ в Крыму.
Впрочем, фактическое вторжение началось еще 28 февраля: пост технического наблюдения на мысе Такиль зафиксировал перелет более десяти боевых вертолетов со стороны Российской Федерации в Украину. 1 марта в порт Севастополя зашли два больших десантных корабля Балтийского флота РФ — Калининград и Минск, на следующий день — десантные корабли Оленегорский горняк и Георгий Победоносец.
Затем вооруженные люди захватили здания Совета министров и Верховного совета АРК. Неизвестные военные блокировали украинские части в Севастополе, Керчи, Феодосии, а также захватили аэропорт Бельбек. В аэропорту Симферополя появились автоматчики.
Официально Россия не объявляла войну Украине. Более того, Путин открестился от военных, прибывших в Крым.
“Посмотрите на постсоветское пространство: там полно формы, похожей на российскую. Да пойдите в магазины и купите! Нет, это силы местной самообороны”, — сказал лидер РФ на пресс-конференции.
Reuters3 марта от Госпогранслужбы Украины поступила информация о скоплении военной техники на территории РФ вблизи украинской госграницы в Харьковской, Луганской и Донецкой областях. 4 марта российские военные начали отступление от рубежей Украины. Тем не менее “силы самообороны” продолжают оставаться в Крыму.
Путина не пугают ни давление Европы и США, единогласно осудивших агрессию со стороны РФ и пригрозивших Кремлю санкциями, ни падение курса рубля и котировок акций российских компаний в среднем на 10 %. И хотя премьер-министр Польши Дональд Туск говорит, что Украине пока удается избежать “черного” варианта развития событий, эксперты считают, что расслабляться стране рано.
“Уверен, что украинский кризис не завершен и еще будут новые и новые обострения. Путин не собирается отдавать Крым”, — отмечает политтехнолог Тарас Березовец.
А бывший советник Путина Андрей Илларионов предупреждает о возможных провокациях: “На территории Украины находятся несколько групп российского спецназа, задача которого — открывать огонь и убивать российских граждан, российских военнослужащих, чтобы предъявить это в качестве обвинений. Именно так действовали российские части на территории Грузии в Южной Осетии”.
ReutersСценарий 1