Новое поколение спрашивает: «Why?»

В конце 20 века два американских учёных, - независимо друг от друга, но практически одновременно, - исследовали природу конфликтов поколений. Нейл Хоув - экономист и специалист в области демографии, работал для Конгресса США. Уильям Штраус - историк, писатель и драматург. Оба они пришли к выводу, что конфликты поколений не обусловлены разницей в возрасте. Иначе, достигая возраста своих родителей, дети становились бы их копиями. Главная причина диссонанса в отношениях между родителями и детьми – разные жизненные ценности. Так родилась «теория поколений». Хоув и Штраус изучили период всемирной истории с 1584 по 1991 год и сделали прогноз до 2069 года. В XX веке они вычленили пять поколений и в XXI веке – одно, «поколение Y». Исследователь поколения «Why», автор книги «Созидательный код» Ноам Манэла ответил на вопросы ведущих телепередачи «Эффект бабочки» 66-го канала. Вопрос: Что вы вкладываете в понятие «поколение», сколько времени тянется поколение? Ответ: Это понятие вообще не связано с категорией времени. Оно относится к группе, которая обладает общим самосознанием, и её представители осознано или неосознанно идут в определенном направлении к какой-то цели. Это называется "духом времени" (Zeitgeist). Например, период послевоенного поколения, называемого "бэби-бумерс" (Baby boomers), охватывает лишь 15 лет – приблизительно с 1946-го по 1960 год. После него идет поколение людей, рожденных в 60-70 годы, которое назвали "поколением Икс (Х)". А теперь приходит новое поколение, которое называют "поколением Уай (Y)". Вопрос: Каждому поколению присущи свои особенности? Ответ: Определённо. Скажем, "бэби-бумерс". После Второй мировой войны происходит всплеск рождаемости в мире, который полностью разрушен. Человечество ищет механизмы, чтобы сделать свою среду обитания более надёжной. В стремлении к лучшему миру появляются различные объединения, союзы и т. д. Но что, в конечном итоге, это поколение получает? В период своей юности - страшную войну в Корее. В начале 60-х - конфликт между США и СССР вокруг Кубы, чуть не приведший к ядерной катастрофе. Затем война в Алжире, унесшая миллионы жизней, и, наконец, война во Вьетнаме. К этому времени молодежь заканчивает колледжи и понимает, что кроме них, никто не изменит существующую реальность. И тогда они приносят в мир дух своего времени, провозглашая равенство, справедливость, свободу любви, но также и наркотики, рок-н-ролл и прочее. Это поколение быстро создает семьи, рожает детей и хочет устроиться в жизни. Однако, постепенно они отодвигают идеалы в сторону и впрягаются в будни: ссуды, банки, работа и т.д. И когда приходит следующее поколение, - а это мы с вами, - оно видит, что все большие идеалы закончились ипотечной ссудой и супермаркетом. Тогда оно провозглашает новый идеал - "я", не полагаясь больше на достижение коллективных ценностей. Я ставлю себя в центр и хочу слышать только себя: «Я, я, я…» Всё - только для меня. Я реализую себя, главным образом, через материальные блага, оценивая свой статус согласно тому, сколько у меня денег, на каком автомобиле я езжу, какое место занимаю на карьерной лестнице. В этом - суть нашего поколения. Реплика: Совершенные потребители! Мы не только потребляем, но и отдаем душу фирмам, которые выигрывают на нас дважды! Ответ: Верно. Нам устроили на работе сауну и джакузи - только работайте с утра до вечера и покупайте то, что производите! Известный журналист сказал, что у этого поколения нет Бога. Мы - поколение больших достижений, но очень циничное и потребительское. Наша экономика называется "эгономикой". И к чему мы пришли? Сейчас нам за сорок, и многих из нас увольняют из фирм, поскольку мы уже не владеем новым технологическим языком. В семейных отношениях у нас почти каждая третья семья распадается. Мы смотрим на свою жизнь и видим, что находимся вне ведущих организаций, как-то влияющих на действительность, и не отвечаем на вызовы современности. Наши дети подросли, и мы их уже потеряли, так как не находим с ними общего языка. Все исследования показывают, что мы - поколение грустное и разочарованное. На этом фоне появляется новое поколение, которое смотрит на нас, - ведь каждое поколение является реакцией на предыдущее - и спрашивает: "Мне это подходит?" Его называют "поколение Y", ведь после Х идет Y. Кроме того, слово "Why" означает "Почему?" - так они отвечают на все требования. Они смотрят на наши парадигмы и аксиомы, большинство из которых им не подходит, они хотят иного и приносят новый дух. Вопрос: Они совсем на нас не похожи? Ответ: Это поколение росло на фоне новых технологий и глобализации, поэтому они ценят сотрудничество, естественность, порядочность. Таковы ценности, которые сегодня приходят в мир. И это основа всего происходящего сейчас в глобальном человечестве. Вопрос: Получается, что новый дух включается в основной поток жизни, и общество вынужденно меняется в результате веяния времени? Ответ: В тот момент, когда поколение достигает достаточной массы, оно тянет за собой всех. Как мы потянули за собой послевоенное поколение со всеми его идеалами в пучину потребительства, так сейчас приходит дух времени, который постепенно будет овладевать обществом в целом. Ведь здесь дело не в возрасте, а в осознании: ты думаешь, как Х или как Y? Вопрос: Как это проверить? Ответ: Скажем, вы устраиваетесь на работу. Что для вас самое важное? Размер зарплаты? Тогда вы думаете, как Х. А ребята из поколения Y говорят, что для них самое важное - часы работы, возможность выделить время для семьи. Для нас работа является целью, а для них - средством для нормальной жизни. Вопрос: Если для них работа является средством, создающим условия для самореализации, то где эта реализация происходит? Ответ: В других областях, в зависимости от интересов. Благодаря компьютерным программам сейчас каждый может быть редактором, художником, фотографом - нужно лишь свободное время. Вопрос: То есть, в значительной степени характеристику этого поколения определяют современные технологии? Ответ: Технологии являются средством, которые позволяют этому поколению реализоваться в различных областях. А реализация только по месту работы становится анахронизмом - это им не подходит. Вопрос: Уже видны результаты этого процесса? Ответ: Теперь ведущие фирмы не призывают реализоваться у них, получив прекрасные условия для карьеры, как они обращались к нам. Молодым они говорят: определи сам, как ты будешь делать свою работу, мы тебе это позволяем. И это привлекает новое поколение, которое хочет рассматривать работу как необходимую, но далеко не главную часть жизни. Вопрос: А как, на ваш взгляд, жизненные ценности нового поколения повлияют на идеалы всего общества? Ответ: Трудно делать прогнозы, особенно в нашем регионе, но как только эти ребята вырастут, возмужают и доберутся до ключевых политических позиций, они начнут изменять и политику, как изменяют сегодня производственные отношения. Когда они составят массу на выборах, их кандидаты будут влиять на политическую культуру нашего общества. Я думаю, нас ожидает мир, намного лучший, чем тот, в котором мы живем сейчас. Вопрос: Вы говорите об этом, как о явлении общемирового масштаба? Ответ: Верно, потому что впервые в истории у каждого из нас, - а у них в особенности, потому что они в этом выросли, - есть в руках средства массовой информации. Сегодня каждый, у кого есть три-четыре тысячи друзей в Фейсбуке, обладает силой намного большей, чем газеты, которые влияли на наше с вами поколение. Своему другу люди верят больше, чем любой газете. Это огромная сила, которая позволяет распространять информацию молниеносно, чего прежде никогда не было. Вопрос: Что вы посоветуете «грустному и разочарованному» поколению Х? Ответ: Изменяйтесь! Не идеализируйте прошлое! Неважно, читаете вы книгу или ipad, важна находящаяся внутри информация. Откажитесь от ностальгии по прежним идеалам и посмотрите вперед открытыми глазами - будущее прекрасно! Марина Бухарова Другое поколение