Панк-молебен "Пусси Райот"

Судебный процесс над участницами панк-группы "Pussy Riot" всколыхнула не только российское, но и мировое общество, вызвав очередной всплеск интереса к проблеме свободы слова и прав человека в России. Как известно, три девушки выразили свое отношение к недавним президентским выборам, проведя публично-показательный "панк-молебен протеста" в московском Храме Христа Спасителя. За этот музыкально-политический перформанс Надежду Толоконникову и Марию Алехину приговорили к двум годам колонии, а Екатерину Самуцевич – к двум годам условно. Неудивительно, что эта история заинтересовала кинематографистов. Британский продюсер Майкл Лернер и российский документалист, доктор Гарвардского университета, специалист по русскому авангарду Максим Поздоровкин сняли документальную ленту "Пусси райот: панк-молебен" ("Pussy Riot: A Punk Prayer"). Фильм был впервые показан на 66-м фестивале в Каннах и получил приз жюри Нью-Йоркского фестиваля независимого кино Sundance. С 5 июля - в английском прокате. А его премьерный телепоказ в Израиле состоится 28 июля в 22.00 на канале yes Доку. Картина дает представление об общественно-политическом фоне «показательного процесса», завершившегося не только осуждением виновных, но и принятием Думой закона о запрете оскорбления чувств верующих. Газета «Гардиан»: «Если бы подобное панк-выступление произошло в англиканском соборе Лондона, прихожане испытали бы чувство неловкости, но пожав плечами, разошлись бы по домам». Где проходит грань между свободой слова и оскорблением религиозных или патриотических чувств? Неужели этот вопрос актуален только в России? Авторы документальной ленты "Пусси райот: панк-молебен" обращаются к зрителям, утверждая, что речь идет о политическом процессе, который завершился чрезмерно суровым приговором. Достоинства фильма - в следовании фактам, поданным динамично и не без доли юмора. Некоторые сцены так драматичны, что на первый взгляд даже могут показаться постановочными, хотя на самом деле это подлинные документальные материалы. Интервью с прихожанами собора даны на фоне архивных кадров бассейна "Москва", построенного в 1960 на месте первого Храма Христа Спасителя, разрушенного в 30-е годы. Поистине прав был основоположник марксизма: "история повторяется один раз как трагедия, другой раз как фарс". Трагичным было разрушение Храма и строительство на его месте бассейна. Но вот храм восстановлен, и три юные москвички выражают в весьма хулиганской форме свой протест. За что и получают сроки. Так все-таки трагедия или фарс? Об этом фильм Майка Лернера и Максима Поздоровкина "Пусси райот: панк-молебен". Смотрите и решайте!