Турецкий товаропоток в арабские страны пошел через Израиль

Израильская пресса сообщает, что побочным эффектом гражданской войны в Сирии стало перемещение торговых маршрутов, соединяющих Турцию и арабские страны, на территорию Израиля. Газета Маарив пишет, что еще задолго до официального примирения между Изарилем и Турцией, турецкая оппозиция начала задавать неудобные вопросы. Пять месяцев назад турецкая оппозиционная пресса опубликовала сообщение о том, что сын премьер-министра страны Эрдогана является владельцем морской транспортной компании, корабли которой базируются в Хайфе. Как выясняется сейчас, сын Эрдогана не одинок. Несколько месяцев назад компания из Хайфы Тиран Шиппинг начала организацию транзита турецких товаров через Израиль в Иорданию и далее в Ирак и страны Залива. Транспортные эксперты давно указывали на потенциал Израиля, в качестве возможного перевалочного пункта для турецкого товаропотока в арабские страны. По данным газеты Гаарец, в Хайфу приходят паромы с турецкими трейлерами. На каждом пароме от 50 до 150 загруженных тяжелых грузовиков. Грузовики, в сопровождении израильской полиции, не останавливаясь, едут из Хайфы на иорданский КПП Шейх Хуссейн. Караван иногда достигает длины в полкилометра. Турки везут в арабские страны сырье для промышленности, готовые и консервированные продукты питания. На обратном пути из Иордании грузовики загружают продуктами иорданского сельского хозяйства. Турки уже более полутора лет не могут пользоваться привычным сухопутным транзитом через Сирию. Сначала сирийцы подняли пошлины, а затем стало ясно, что они более не в состоянии обеспечивать безопасность водителей и грузов. Турки попытались возить товары через северный Ирак, но это оказалось чрезвычайно затруднительным – из-за дурных дорог и беззакония в иракском Курдистане. Теоретически, можно везти товары через египетский Порт-Саид и затем паромом в Саудовскую Аравию. Это путешествие, однако, займет семь дней, и экономически невыгодно. Иорданская сторона, исчерпав все имевшиеся возможности, обратилась за помощью к Израилю. Израильские службы безопасности первоначально отнеслись к подобной идее с подозрением, поскольку им практически ничего неизвестно о компаниях, осуществляющих перевозки и о водителях. После длительных дискуссий в правительстве министр регионального развития Сильван Шалом настоял на ом, чтобы подобный эксперимент был разрешен. Поскольку иорданская общественность дурно относится к любым признакам сотрудничества с Израилем, иорданским водителям не ставят в паспорта штамп о прохождении через израильскую границу. На иорданских грузовиках и в транспортных документах не остается никаких свидетельств о прохождении через израильскую территорию. В 2011 количество транзитных иорданских грузовиков , прошедших через Израиль, составило 3,5 тысячи. В 2012 их количество увеличилось почти в два раза – до 6,5 тысяч. Только за первый квартал 2013 через Израиль прошло 2,3 тысячи иорданских грузовиков.